Главная -> Наука -> Остается жать на кнопку

Остается жать на кнопку

Остается жать на кнопку

По данным международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, за 2017 год мировой доход от услуг в сфере информационных технологий и телекоммуникаций достиг почти триллиона долларов. Рынок увеличился за год примерно на 4%, что выше темпа роста мирового ВВП. Эта статистика, считают эксперты IDC, «отражает растущую уверенность бизнеса, подкрепленную более оптимистичным экономическим прогнозом, а также общее чувство безотлагательности крупномасштабной цифровой трансформации».

При этом в своем дальнейшем стремлении к цифровой трансформации организации все больше полагаются на сторонних поставщиков услуг. Они ждут, чтобы им помогли сориентироваться в сложной ИТ-отрасли и предоставили специалистов с новыми знаниями и навыками (облако, аналитика, машинное обучение и т.д.). Цифровая трансформация требует от организаций также стандартизации и модернизации имеющихся ресурсов прикладного ПО. Поэтому IDC прогнозирует, что рынки аутсорсинга приложений будут опережать другие сегменты ИТ-аутсорсинга и в ближайшие годы.

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга в части предоставления услуг хостинговой инфраструктуры во втором полугодии 2017 года показал спад на 2%. IDC полагает, что хотя спрос на инфраструктуру в целом остается стабильным, на ИТ-аутсорсинге больше всего негативно сказалась «экспансия облака»: облако, особенно общедоступное, снижает цену гораздо сильнее, чем это может компенсировать новый спрос. К примеру, по оценке IDC, к 2021 году почти треть дохода от услуг ИТ-аутсорсинга будет приходиться на облако. Увеличение спроса на высокоуровневые услуги по созданию гибридных облачных инфраструктур и эффективных ИТ-систем для решения современных задач — одна из тенденций на рынке.

Был подрядчик, стал партнер

В России рынок ИТ-аутсорсинга стабильно растет на 15 — 16% ежегодно (по оценке интернет-портала TAdviser, по итогам 2016 года он достиг отметки в 88,4 млрд рублей).

— К росту популярности ИТ-аут­сорсинга привели несколько составляющих. Во-первых, подъем качества услуг — за последние 10 — 15 лет российские ИТ-компании стали способны предоставлять сервис на уровне зарубежных коллег, выполнять не только рутинные операции, но и очень сложные проекты. Во-вторых, на увеличение спроса повлияли санкции и тренд импортозамещения вкупе с сокращением бюджетов. И в-третьих, в последнее время произошло смещение точек принятия решения от ИТ к бизнес-подразделениям. Компания-аутсорсер теперь воспринимается не как исполнитель в разрезе ИТ, а как партнер в решении бизнес-задач. Рынок ощутимо созрел: представители бизнеса начали достаточно хорошо ориентироваться в мире ИТ, а ИТ-компании научились говорить на языке бизнеса, общение с бизнес-заказчиками на данный момент нам приносит большое удовольствие. Теперь нередко задача поступает нашим специалистам не от директора по ИТ с четким ТЗ, а от бизнес-подразделения, и в договоре прописываются не столько технические требования, сколько уровень доступности сервисов для его сотрудников. Предоставление услуг аутсорсинга — это всегда командная работа, и чем выше уровень зрелости каждого из членов команды, тем качественнее она будет выполнена, — обрисовал ситуацию на отечественном рынке руководитель отдела развития управляемых услуг группы компаний Softline Владимир Турлачев.

Увеличению рынка ИТ-аутсорсинга способствует и экономическая ситуация. На фоне рыночной нестабильности стремление к сокращению издержек толкает все предприятия среднего и крупного бизнеса к серьезным оценкам модели аутсорсинга ИТ. И новые инструменты управления информационными технологиями становятся частью стратегических карт развития бизнеса. Дополнительным фактором роста рынка становится развитие инфраструктуры передачи и хранения данных, а также отраслевая специализация отдельных аутсорсеров, которые могут предложить решения под специфические индустриальные задачи (см. подробнее «В век смартфонов носимся с пейджерами», «Э-У» № 16 — 18 от 23.04.2018).

В компании ARinteg, предоставляющей услуги информационной безопасности, считают, что ключевыми драйверами развития ИТ-аутсорсинга по-прежнему остаются недостатки у заказчиков собственной ИТ-экспертизы, использование передовых технологий ИТ-аутсорсерами, сокращение сроков на реализацию ИТ-проектов при передаче их на аутсорсинг, нехватка у заказчиков собственного квалифицированного персонала (подробнее о кадровом голоде см. «Айтишник в квадрате», «Э-У» № 12 — 13 от 26.03.2018). Кроме того, услуги сторонних ИТ-специалистов повышают рентабельность бизнес-процессов и не несут необходимость дополнительных вложений для содержания штатных экспертов.

Традиционно основными заказчиками на российском ИТ-рынке являются предприятия и организации госсектора, ритейл, страховые компании и банки. Но за последние годы почти не осталось секторов, не охваченных ИТ-аутсорсингом, разница только в степени его проникновения. Причем на внешнее управление отдаются совершенно различные сервисы, включая даже Security Operation Center (SOC, ситуационный центр управления информационной безопасностью) и производственный контроль при ведении опасных работ.

Например, московская компания «Визитек» сообщила о присоединении в начале 2018 года компании «Газпромнефть-Ямал» к числу действующих проектов VISITECH по направлению промышленной безопасности и операционной эффективности для добывающих активов ПАО «Газпромнефть». На производственных объектах «Газпромнефть-Ямал» будет внедрена цифровая интеллектуальная система для организации работ повышенной опасности и усиления эффективности функций производственного контроля (промышленная эксплуатация запланирована на конец 2018 года). В ходе реализации этого проекта будет полностью оцифрован процесс производственного контроля: система позволит удаленно следить за обеспечением безопасности и эффективности предприятия в целом и каждого сотрудника в отдельности, а также своевременно получать полную и достоверную информацию для предупреждения неполадок и отклонений.

В прошлом году региональный коммерческий Роскомснаббанк (бывший Башкомснаббанк; Башкортостан) подключился к сервису компании Solar Security для целевого мониторинга и оперативного управления информационной безопасностью. В части технического обеспечения банк рассмотрел большое количество вариантов: от качественного развития имеющихся решений до внедрения современных коммерческих SIEM-систем. Однако в рамках общей задачи по построению SOC все они были очень затратны с точки зрения финансовых и человеческих ресурсов. При этом, по оценкам специалистов банка, создание собственного SOC принесло бы желаемые результаты спустя примерно два года после старта проекта. Поэтому Роскомснаббанк в итоге выбрал вариант запуска части функций SOC посредством аутсорсинга.

Рынок ИТаутсорсинга в России стабильно растет на 15 — 16% ежегодно

— Главное, что изменилось, — появилось понимание того, что аутсорсер — это не просто подрядчик, предоставляющий определенную услугу, это партнер в решении бизнес-задач компании. Как следствие, необходим принципиально новый уровень доверия, — подчеркивает Владимир Турлачев. — Мы с удовольствием проводим экскурсии в офисы своей компании и сервисные центры, чтобы потенциальный заказчик смог увидеть, как работают наши сотрудники.

Стук в «единое окно»

Первоначально заказчики могут передавать на аутсорсинг такие некритичные сервисы, как поддержка рабочих станций, сервис-деск или мониторинг ИТ-инфраструктуры, отмечают в компании ARinteg. Риски при передаче этих процессов легко минимизируются, а существенных она не влечет. Вместе с тем, отдав на аутсорсинг ИТ-сервисы, заказчики ожидают от компании-аутсорсера соответствия требованиям безопасности, выполнение которых позволит ему доверять, развивать с ним отношения, постепенно переходить от простых сервисов к более сложным. Основополагающим условием повышения уровня доверия остается выполнение требований информационной безопасности. Например, наличие у компании-аутсорсера действующего сертификата соответствия стандартов по ИБ, выданного компетентной организацией по результатам независимого аудита.

Не менее важными требованиями, предъявляемыми к качественному ИТ-аутсорсингу, являются круглосуточная техническая поддержка с минимальным периодом ожидания ответа, высокий экспертный уровень специалистов и возможность дальнейшего масштабирования систем под увеличивающиеся запросы заказчиков.

Первый заместитель гендиректора компании «ХайТэк» (российский системный интегратор) Станислав Иодковский в интервью TAdviser прогнозирует рост спроса на ИТ-услуги, предоставляемые в комплексе:

— Сегодня мы наблюдаем серьезные изменения на рынке системной интеграции. Заказчики наращивают собственную экспертизу, яркий тому пример — показатели таких компаний, как «СберТех», ВТБ и других. Чтобы оставаться конкурентоспособными, участники рынка должны включать в продуктовый портфель инновационные и уникальные решения, такие, которые заказчики не могут реализовать за счет собственной экспертизы. На мой взгляд, в ближайшие годы произойдет смещение в сторону сервисной модели предоставления услуг. Другими словами, выживут только те игроки рынка, которые будут предлагать полный комплекс сервисных услуг — начиная от консалтинга, поставок, внедрения сложных инфраструктур и заканчивая собственными разработками как аппаратных, так и программных продуктов. И, конечно, в условиях сложившейся геополитической обстановки и госполитики импортозамещения системным интеграторам необходимо наращивать экспертизу в области отечественных программных и аппаратных решений.

Проводимую государством политику импортозамещения Станислав Иодковский называет серьезным вызовом:

— Разумеется, для нас как для российского производителя телеком-оборудования и ПО она создает благоприятные условия для развития и открывает возможности для роста. В то же время стоит отметить, что для дивизиона системной интеграции курс на импортозамещение создает некоторые трудности: продвигать решения наших зарубежных партнеров становится сложнее.

Указывая на рост спроса на комплексный сервис как одну из основных тенденций российского рынка ИТ-аутсорсинга, эксперты отмечают четко вырисовывающееся желание заказчиков, уже пользующихся аутсорсингом, заключать единые сервисные контракты, изменив методологию решения ИТ-задач на формат «единого окна». Такая модель подразумевает, что компания взаимодействует с одним провайдером услуг, который, в свою очередь, отвечает за предоставление необходимых сервисов и работу всех подрядчиков. Соответственно, увеличиваются и сроки заключаемых контрактов: вместо одного года — три и даже пять лет. 

«Эксперт Урал» №21-22 (765)